Ольга Беляева

Главная » 2010 » Ноябрь » 2 » Формы учебной работы школьников в условиях проблемного обучения
18:12
Формы учебной работы школьников в условиях проблемного обучения
В совместной учебной деятельности  дети овладевают общением как деятельностью, и общением в деятельности, предметом которой является социально-культурный опыт, предложенный в содержании учебного задания.
                                                 Г.А. Цукерман 
                                                                                                           
Проблемное обучение позволяет эффективно сочетать индивидуальную и групповую работу учащихся на уроке. В традиционном обучении  групповая  работа учащихся используется крайне редко. Между тем  групповая-коллективная работа учащихся также является эффективным способом  активного  приобретения ими знаний, не говоря уже о ее воспитательном значении.  Групповые формы работы «позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимный контроль».[1]
Как  же  сочетать  групповую  и  индивидуальную  работу   учащихся   в проблемном обучении?
В  примерной  схеме  проблемного  урока  основное  место   естественно занимает решение проблемы. На этом этапе работа с учениками может проходить в виде:
1) фронтальной работы со всем классом,
2) групповой работы,
3) индивидуальной работы.
На выбор того или иного вида работы влияет характер  работы,  имеющиеся учебные средства (комплекты учебных пособий и других  материалов),  а  также время, имеющееся в распоряжении учителя.
Групповая работа предполагает деление класса  на  группы  как  примерно одинаковые  (по  уровню)  развития,  так и  различных   учащихся. Количественный состав групп может быть разнообразным.
Можно указать на некоторые принципы организации групповой работы.
1.Наиболее целесообразно создавать учебные группы из 4-6 человек.
2.Состав ученических групп не следует часто менять, лучше если он  является постоянным, но дифференцированным. Это способствует проявлению активности всех членов группы и ускорению работы «слабых» учащихся.
3. Какой-либо из учащихся назначается  руководителем  группы.  При  этом  на разных уроках работой группы руководят разные учащиеся.
4. Учебные группы ориентируются на работу примерно в одинаковом  темпе,  что дает возможность вести деловое обсуждение изучаемого материала.
Коллективная  работа  учащихся  над  решением  какой-либо  учебной  проблемы никаким образом не исключает индивидуальной работы каждого из них,  так  как групповая работа по существу объединяет  индивидуальную  работу  каждого  из членов группы.
По Г.К. Селевко технологический процесс групповой работы таков:
1.      Подготовка к выполнению группового задания.
а) постановка  познавательной задачи (проблемной ситуации);
б) инструктаж о последовательности работы;
в) раздача дидактического материала по группам.
2.   Групповая работа.
а) знакомство с материалом;
б) распределение заданий внутри группы;
в) индивидуальное  выполнение задания;
г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
д) обсуждение общего задания группы (дополнение, уточнение, обобщение);
е) подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
а) сообщение о результатах работы в группах;
б) анализ познавательной задачи, рефлексия;
в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Работа в группах может быть однородная (группы получают одно и то же задание; результат работы каждой группы представляется учителю, либо раскрывается на уроке) или дифференцированная (группы получают разные, но работающие на общий результат задания; на уроке каждая группа представляет свой результат).
Умелое сочетание групповой и индивидуальной формы занятий  обеспечивает всестороннее  развитие  активности  и  самостоятельности  в  обучении   всех учащихся, дает возможность обсуждать изучаемую  тему,  оценивать  результаты своих наблюдений, высказывать гипотезы.

[1] Селевко Г.К.  Групповые технологии. // Современные  образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. – с.108
Категория: Моя работа | Просмотров: 1060 | Добавил: teacher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость