«Мир нуждается в милосердии»
(Пояснительная записка)
Цель школьного литературного образования в «Объяснительной записке» к ныне действующей программе по литературе обозначена как «становление духовного мира человека». Это серьёзная и трудная задача, потому что экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление наркомании и насилия, жестокости, поставивших саму ценность человеческой жизни под сомнение, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения.
Нам, учителям, необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки всему тому, с чем они сталкиваются вне стен школы, к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, школьный урок сегодня –
...
Читать дальше »
|
В совместной учебной деятельности дети овладевают общением как деятельностью, и общением в деятельности, предметом которой является социально-культурный опыт, предложенный в содержании учебного задания. Г.А. Цукерман Проблемное обучение позволяет эффективно сочетать индивидуальную и групповую работу учащихся на уроке. В традиционном обучени
...
Читать дальше »
|
Главным
отличием проблемного обучения от традиционного следует считать целеполагание и
принцип организации педагогического процесса.
Цель
сложившегося традиционного типа обучения
– усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ
наук, привития им соответствующих знаний и навыков.
Цель
проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного
познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает
еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его
творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков).
Здесь акцент дел
...
Читать дальше »
|
Проблемная
ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения,
которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания
и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух процессов.
Знание
учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших
условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной
деятельности учащихся.
Постановка
учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:
- анализ проблемной ситуации;
- осознание сущности затруднения
- видение проблемы;
- словесная формулировка
проблемы.
...
Читать дальше »
|
На основании
обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания
проблемных ситуаций.
Побуждение
учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия
между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному
усвоению новых знаний.
Использование
учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических
заданий в школе и дома. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке
самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно
ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
Постановка
учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его
практического применени
...
Читать дальше »
|
Проблема
– это сложный вопрос, задача, требующая
решения.
С.И.Ожегов
Процесс проблемного обучения построен на поисках существенных
связей, явлений, познаваемых в отдельных проблемных ситуациях. Проблемное
обучение как структура учебного процесса представляет собой систему связанных
между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик под руководством учителя овладевает
содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые
для тво
...
Читать дальше »
|
Виды проблемного
обучения можно различать по соответствующим видам творчества. На этом основании
можно выделить три вида проблемного обучения.
Первый вид
(«научное» творчество) - это теоретическое исследование, то есть поиск и
открытие учениками нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида
проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
Второй вид
(практическое творчество) - поиск практического решения, то есть поиск способа
применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В
основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических
учебных проблем.
Третий вид
(художественное творчество) - это художественное отображе
...
Читать дальше »
|
Две-три
мысли, два-три впечатления,
поглубже
выжитые в детстве, собственным
усилием (а
если хотите, так и страданием),
проведут
ребенка гораздо глубже в жизнь,
чем самая
облегченная школа…
Ф.М.
Достоевский
Одна из
важнейших
...
Читать дальше »
|
Психологической
основой концепции проблемного обучения является теория мышления как
продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Значительный вклад в
раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения
внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К.
Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др.
Проблемное
обучение – не абсолютно новое педагогическое явление. Концепция проблемного
обучения имеет довольно древнюю и богатую историю. Элементы проблемного
обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа (469 - 399 гг. до Р.Х.).
Эвристический метод обучения в виде бесед назван был Сократом майевтикой.
Платон (427 - 347 гг. до Р.Х.) и в педагогической деятельности, и в научных
трудах использовал метод диалога, обучение и радость познания, по его мнению,
...
Читать дальше »
|
Научно-методическая разработка учителя русского языка и литературы Визингской СОШ Беляевой Ольги Георгиевны
Введение
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Изменились условия обучения детей, сами ученики. Разрабатываются новые программы, создаются альтернативные учебники. Но какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельно
...
Читать дальше »
|
|