Главным
отличием проблемного обучения от традиционного следует считать целеполагание и
принцип организации педагогического процесса.
Цель
сложившегося традиционного типа обучения
– усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ
наук, привития им соответствующих знаний и навыков.
Цель
проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного
познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает
еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его
творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков).
Здесь акцент делается на развитие мышления.
В основе
организации объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи
слушателям готовых выводов науки учащимся. В основе организации процесса
проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности
ученика (основанной на закономерности проблемности усвоения знаний), то есть
открытия или выводов науки, способов действия, «изобретения» новых предметов
или способов приложения знаний к практике и «художественного отображения
действительности».
Основным
отличием проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного является
характер организации учебного процесса. Суть этого отличия в следующем.
При
объяснительно-иллюстративном обучении учитель сообщает факты, сам анализирует
их и, применяя наглядность, объясняет сущность новых понятий, сам формулирует
определение новых теорем, правил, законов и так далее. Здесь доминирует информационное
изложение учебного материала учителем, и нет преднамеренного создания проблемных
ситуаций. Учитель становится транслятором знаний. Учащиеся слушают и воспринимают
объяснения учителя и усваивают новое знание путем запоминания, а новые действия
- путем подражания действиям учителя. Чем сложнее материал, тем подробнее
учитель объясняет его. Усвоение закрепляется выполнением многочисленных упражнений,
обычно также не требующих творческой деятельности.
При проблемном
обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых
случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает
проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их
учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся
самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя)
определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в
новой ситуации. При проблемном обучении учитель систематически организует
самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению
закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них
вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание,
творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания
и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Вместе с тем,
проблемное обучение не отказывается полностью от непроблемных методов изложения
(объяснительно-иллюстративного и репродуктивного), поэтому они также могут
применяться на проблемном уроке. От традиционного его в этом случае отличает
методика подачи учебного материала: проблемные задачи ставятся до объяснения
усваиваемого материала, а не после. Кроме того, важным отличием является то,
что на проблемном уроке актуализация приобретенных знаний не акцентируется,
имеет скрытый характер, так как происходит в процессе подачи нового материала,
в процессе решения новых проблемных задач.
|