Ольга Беляева

Главная » 2010 » Ноябрь » 2 » Проблемное обучение как структура учебного процесса
18:03
Проблемное обучение как структура учебного процесса

   Проблема – это сложный вопрос,   задача, требующая решения.

С.И.Ожегов

 

Процесс проблемного  обучения построен на поисках существенных связей, явлений, познаваемых в отдельных проблемных ситуациях. Проблемное обучение как структура учебного процесса представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых  ученик под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к науке и жизни. Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в том, чтобы пробудить к активности его мышление путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.

Проблемная  ситуация строится  как выявление сложной задачи, сопоставление различных точек зрения, поиск верного решения и доказательство его справедливости. Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятельности учащихся возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно в таких видах учебно-познавательной деятельности учащихся, как решение готовых нетиповых заданий, составление заданий и их выполнение, логический анализ текста, ученическое исследование, сочинение и др. В зависимости от уровня самостоятельности учащихся проблемное обучение может быть реализовано на нескольких уровнях:

1-й уровень –  проблемное изложение учителем учебного материала, самостоятельность учащихся невысока (проблемное изложение);

2-й уровень –  учащийся решает с помощью учителя поставленную учителем проблему (совместное обучение);

3-й уровень –  учащийся самостоятельно решает проблему, поставленную учителем (исследование);

4-й уровень –  учащийся самостоятельно ставит и решает проблему, самостоятельность и познавательная активность учащихся наивысшая (творческое обучение).

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний.  Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества:

- постановка проблемы

- поиск решения  (эти звенья на этапе введения знаний);

- выражение решения

- реализация продукта  (эти звенья на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний).

Структурными элементами современного урока являются:

-актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя);

-усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»);

-формирование умений и навыков (включающих и специальное повторение, и закрепление).

Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, не отражая процесса продуктивной познавательной деятельности учащихся и не обеспечивая управление этой деятельностью. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

-возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

-выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

-доказательство гипотезы или опровержение;

-проверка правильности решения проблемы (рефлексия).

Главная особенность проблемы в том, что она заключает в себе противоречие. Противоречие в проблемной  ситуации, являясь движущей силой обучения, способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Проблемная ситуация, как психологическая категория, является начальным моментом процесса мышления. По мнению Дж. Дьюи,  «мышление начинается там, где есть проблемная ситуация».

А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности»[1]. 

С.Л. Рубинштейн  характеризует проблемную ситуацию как ситуацию, «в которой имеется нечто неизвестное, противоречивое и мотив (потребность), побуждающий человека мыслить».

И.А. Ильницкая  считает, что «проблемная ситуация характеризует определённое психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречий побуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний, способе или условиях выполнения действия».[2]

М.И. Махмутов определяет проблемную ситуацию как интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.[3]

Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их  найти.

Проблемные ситуации можно систематизировать по нескольким критериям:

-по области научных знаний или учебной дисциплине (русскому языку, литературе и т.п.);

-по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях);

-по степени проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия);

-по типу и характеру содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожиданным фактом и неумением его объяснить и т.п.).

Условия, при которых  возникает проблемная ситуация, могут быть следующими:

 

1. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

2. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

3. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

 

Главная особенность управления процессом учения состоит в том, что проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ученика, его желания, потребности, возможности и т.д.).

Создание проблемных ситуаций в учебном процессе преследует следующие дидактические цели:

- привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

-поставить его перед таким познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;

-помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;

-помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.



   [1] Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.

[2] Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -  М., 1985.

[3]  Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.

Категория: Моя работа | Просмотров: 2447 | Добавил: teacher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость