12:47 Урок внеклассного чтения по повести В. Железникова "Чучело" | |
«Мир нуждается в милосердии»
(Пояснительная записка)
Цель школьного литературного образования в «Объяснительной записке» к ныне действующей программе по литературе обозначена как «становление духовного мира человека». Это серьёзная и трудная задача, потому что экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление наркомании и насилия, жестокости, поставивших саму ценность человеческой жизни под сомнение, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения.
Нам, учителям, необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки всему тому, с чем они сталкиваются вне стен школы, к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, школьный урок сегодня – это единственное место, где дети в коллективе сверстников размышляют о добре и зле, о жестокости и милосердии, о достоинстве и чести. Очень важно об этом говорить не тогда, когда сформировался характер и какие-то жизненные принципы, а намного раньше, чтобы предостеречь ребят от возможных бед и ошибок. Обращение к чувствам и эмоциям детей, не принимающих Зло и стоящих на стороне Добра, лучше всего вести через разговор о произведении близком им, повести об их сверстниках, проблемы которых могут быть живо восприняты детьми.
Основная цель данного урока – подвести ребят к пониманию того, что с бездуховностью окружающего нас мира, с жестокостью, с бессердечием, с равнодушием можем бороться только мы сами. Но для этого каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, стремиться прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается. В любой ситуации надо оставаться человеком. Ребята должны понять, если человек бездушен и жесток, если он несёт окружающим людям боль, страдания – он неприятен, отвратителен.
Задачи урока:
Образовательная: 1. Познакомиться с писателем, с произведением. 2. Вырабатывать навыки анализа художественного произведения; 3. Формировать умение рассуждать, выражать своё отношение к поступкам героев.
Развивающая: Развивать познавательный интерес к предмету «Литература». Развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.
Воспитательная: 1. Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек. 2. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения подростков. 3. Подвести к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде. 4. Учить ребят защищать чувство человеческого достоинства.
ТИП УРОКА – урок-беседа.
ВИД УРОКА – урок внеклассного чтения.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийная аппаратура, презентация PowerPoint с материалами по теме урока, текст повести «Чучело», кадры из художественного фильма «Чучело», пятиминутный отрывок из фильма.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рецептивная (чтение эпизодов, восприятие художественного текста), репродуктивная (осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов, ответы на вопросы), продуктивная (написание домашнего сочинения), поисковая (комментированное чтение), исследовательская (анализ художественного произведения).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: показ слайдов с материалами по теме урока, лексическая работа, аналитическая беседа, рефлексия (оценочные высказывания).
МЕТОДЫ: аналитическая беседа, эвристическая беседа, проблемная ситуация, дискуссия.
Проблемная ситуация создается с учётом возраста ребят, построена с опорой на событийную основу произведения и направлена на развитие определённых качеств личности читателя: воссоздающего воображения, точности осознания авторского голоса в произведении, способности к сопереживанию и всего того, о чём было сказано выше. Вопрос, ведущий к созданию проблемной ситуации, находится в области читательских впечатлений, прямо связан с эмоциональной оценкой текста. Моя роль как учителя в разрешении проблемной ситуации весьма активна, так как нужно не только уточнить выводы, но и продолжить русло разговора, предлагая классу вопросы, помогая сформулировать точку зрения, прийти к общему истолкованию художественного текста. Только тогда урок окажет значительное влияние на формирование духовного мира и положительных нравственных качеств личности учащихся: обе этих перспективы имеют сегодня как никогда большое значение в образовании и в жизни.
| |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||
---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Календарь |
---|
Архив записей |
---|
Наш опрос |
---|
Обучение |
---|
Погода |
---|
Возраст сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |