На основании
обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания
проблемных ситуаций.
Побуждение
учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия
между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному
усвоению новых знаний.
Использование
учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических
заданий в школе и дома. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке
самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно
ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
Постановка
учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его
практического применения.
Побуждения
учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему
противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих
фактах.
Выдвижение
предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
Побуждение учащихся
к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате
которых возникает проблемная ситуация.
Побуждение
учащихся к предварительному обобщению новых фактов, их анализу и синтезу.
Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в
новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное
обобщение.
Ознакомление
учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в
истории науки к постановке научных проблем. Обычно эти факты и явления как бы
противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется
неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
Организация
межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания
проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В
этом случае следует использовать факты и данные других наук (учебных предметов),
имеющих связь с изучаемым материалом.
Варьирование
задачи, переформулировка вопроса.
Следует
отметить, что проблемные ситуации
обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение
задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только
репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед
собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая
чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных
последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и
приводит к демотивации учащихся. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся
своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные
эмоции, как удивление, интерес, служат благоприятным подспорьем для обучения.
Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит
максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся,
или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности
проблемной ситуации.
Разрушительна для проблемной ситуации заданность поведения учителя, скованность его намеченным
планом, страх отступить от собственной, заранее продуманной логики вопросов.
Проблемная ситуация требует от педагога продуманности и строгой свободы
импровизации. Во-первых, вовремя поставить вопрос, не ранее того, как ученики
подошли к нему, и не позднее, чем ученики способны ещё им заинтересоваться.
Во-вторых, осторожно опровергать неверное представление и смело поддержать
робкое, ещё неопределённо и законченно сформулированное учениками мнение.
В-третьих, чередовать «за» и «против» в ходе урока, пока ученики не убедились
до конца в справедливости избранной позиции, чтобы не замкнуть проблемную
ситуацию преждевременно, а широко, обстоятельно завершить её. Это, конечно,
требует от преподавателя большого педагогического опыта и такта.
|