Ольга Беляева

Главная » 2010 » Сентябрь » 12 » ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕРЕСА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА
15:32
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕРЕСА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Научно-методическая разработка учителя русского языка и литературы Визингской СОШ Беляевой Ольги Георгиевны

Введение

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Изменились условия обучения детей, сами ученики. Разрабатываются новые программы, создаются альтернативные учебники. Но какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Итак, какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе и отражаются на конкретном ученике. Современная школа нуждается в «новом» типе педагога – педагога-исследователя, который умеет самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умеет рационально и эффективно работать в быстро изменяющемся мире. Ему необходимо владеть исследовательскими навыками, современными методами и технологиями образования, приёмами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать конечный результат. Одна из проблем современной школы – ослабление интереса учащихся к изучению русского языка, литературы и других учебных дисциплин, формализм в усвоении знаний, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Анализ проведенных исследований (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн и др.), а также результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках, неумение организовать самостоятельную деятельность, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности. В результате у ребят со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Большинство школьников сегодня мало читают художественную литературу, произведения школьной программы читают в сокращении. Ребят больше интересует чтение низкосортных журналов, компьютерные игры. Они смотрят бессмысленные фильмы, отвыкают думать и вместе с тем сострадать, бескорыстно любить. Задача педагогов – изменить подобное отношение к урокам литературы и русского языка. Для этого необходимо в своей работе особое внимание уделять вопросу формирования у учащихся познавательного интереса к своему предмету, познавательной активности. Познавательный интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика связь с вниманием, памятью, работоспособностью. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвиваться: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нём. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Учебный процесс должен стать важным фактором формирования устойчивого познавательного интереса школьников к учебным дисциплинам. Ещё Ушинский писал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника…, убивает в ученике охоту учиться, без которой он далеко не уйдет». Сам процесс активизации познавательной деятельности можно определить как постоянно продолжающийся процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Важным средством активизации познавательной деятельности являются нетрадиционные методы и средства, а их применение - актуальной проблемой. Цель данной работы – показать, как можно добиться от учащихся устойчивого познавательного интереса (проявления познавательной потребности) к изучению литературы и русского языка, активизировать их познавательную деятельность к этим учебным дисциплинам через нетрадиционное, проблемное обучение. Объектом работы является процесс обучения школьников, предметом - проблемное обучение как средство активизации интереса и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы и русского языка.

Категория: Моя работа | Просмотров: 2810 | Добавил: teacher | Рейтинг: 3.3/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость