17:59 Проблемное обучение как педагогическое явление: история развития | |
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др. Проблемное обучение – не абсолютно новое педагогическое явление. Концепция проблемного обучения имеет довольно древнюю и богатую историю. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа (469 - 399 гг. до Р.Х.). Эвристический метод обучения в виде бесед назван был Сократом майевтикой. Платон (427 - 347 гг. до Р.Х.) и в педагогической деятельности, и в научных трудах использовал метод диалога, обучение и радость познания, по его мнению, должны быть неразделимы; даже понятие «школа» в переводе с латинского означает «досуг». Впоследствии, в эпоху средневековья, в результате процерковной идеологизации всего общественного устройства педагогика переживала упадок. Но уже в трудах ученых, писателей и философов эпохи Возрождения можно найти отдельные аспекты концепции проблемного обучения. Так, французский философ М. Монтень (1533-1592) указывал на необходимость введения гуманистических методов, считал, что обучение должно стать радостным, добровольным, сознательным процессом. В качестве важнейших и несправедливо забытых целей образования Монтень выделял развитие творческого подхода, умственных способностей и навыков самостоятельного мышления учащихся. Выдающийся чешский философ и педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670) для активизации учебного процесса проповедовал использование учебных игр, что по своим целям довольно близко к проблемному обучению. Из педагогов XVIII века можно выделить Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), который писал об учащихся так: «пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам». Этот французский мыслитель по праву считается одним из виднейших педагогов-гуманистов своего времени: он утверждал о самодостаточности детей, заявлял о необходимости самостоятельности и активности учеников в процессе обучения, в качестве основной цели образования выделял развитие учащихся. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827) ввел концепцию элементарного (или поэлементного) образования; основными его принципами были деятельностный подход к процессу обучения и активная самостоятельная работа учащихся. Русский педагог К.Д. Ушинский назвал великим открытием его идею развивающего обучения. Сам К.Д. Ушинский (1824-1870) внес заметный вклад не только в российскую, но и, отчасти, в мировую педагогику. Его образовательная концепция уже во многом близка основам проблемного обучения. Так, одной из основных целей образования он считал развитие активной и творческой личности учащегося. В процессе обучения К.Д. Ушинский считал важным создать атмосферу товарищества, сотрудничества ученика и педагога, признавал наиболее эффективным именно майевтический метод Сократа. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли». К.Д. Ушинский также полагал, что задача образования не сводится к передаче учащимся знаний, умений и навыков: по его мнению, в процессе обучения «следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». История
собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого
исследовательского метода, многие правила которого были разработаны американским
психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952), основавшим в Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах 20-го века. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Даниловым, М.Н. Скаткиным[1]. Много этими вопросами занимались Т.В. Кудрявцев[2], Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский[3], М.И. Махмутов[4] и И.Я. Лернер[5]. Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников. Такое обучение и является проблемным. В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению. В. Оконь[6] под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». И. Я. Лернер[7] сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы». Т. В. Кудрявцев[8] суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю. К. Бабанского. М. И. Махмутов[9] на основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». Таким образом, под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. В результате этого и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий — СУД). [1] Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. [2] Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. [3] Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970. [4] Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. [5] Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974. [6] Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. – с.138. [7] Лернер И.Я. Там же. - М., 1974. [8] Кудрявцев Т. В. Там же. – с.112. [9] Махмутов М. И. Там же. – с.267. | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||
---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Календарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Архив записей |
---|
Наш опрос |
---|
Обучение |
---|
Погода |
---|
Возраст сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |